|
|
![]() ![]() |
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Опции темы | Поиск в этой теме |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]()
В холодное время года у фонаревщиков, активно использующих аккумуляторы на основе лития, могут возникать проблемы и вопросы относительно производительности этих источников питания. Речь идет не о литиевых одноразовых батарейках, а имеются в виду такие аккумуляторы, как:
Li-ion, Li-ion IMR, Li-pol, LiFePo4. Кроме общей технологии, аккумуляторы еще различаются в зависимости от фирмы и модели, химией и качеством исполнения. Бывают от мировых производителей и "китайские", на небольшой разрядный ток и силовые - узнать разницу между ними при низкой температуре тоже интересно. Тема создана для сбора и обсуждения практической информации, реального опыта использования форумчанами перезаряжаемого лития на морозе. Таким образом мы точно выясним, какие типы аккумуляторов на что способны, а на что - нет, и пользователи смогут на основании информации в этой теме знать, чего ожидать от своих аккумуляторов в определенных условиях. Типичный разрядный график литиевых аккумуляторов при разных температурах: При низких температурах в первое время работы напряжение "проседает" (показано стрелкой), что может привести к срабатыванию защиты в аккумуляторе (если есть) или в самом устройстве - к отключению питаемого устройства. Следовательно, кроме определения емкости, при тестировании аккумулятора важно обращать особое внимание на его работу в первые секунды и минуты. Ссылки по теме: [Исправлено: Solar, 31.10.2011 в 22:28] Причина: добавление информации |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 15.07.2010 Последняя активность: 04.10.2021 09:16
Сообщений: 1108
Сказал(а) спасибо: 53
Поблагодарили: 42 раз(а) в 34 сообщениях
|
![]()
по идее фонарь при работе нагреется, и нагреет аккумулятор: )
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]()
Это само собой, если не обдувать фонарь холодным воздухом (например езда на снегоходе). В любом случае в начале работы аккумулятор холодный, и относительным показателем его работы в большинстве случаев использования является первое время, до прогрева.
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]()
Фонарь Armytek Predator имеет драйвер, потребляющий примерно одинаковую мощность - то есть если напряжение на аккумуляторе просаживается, ток возрастает. В максимуме у моего фонаря это около 4.5-5 Вт. Сможет ли охлажденный до -18 фонарь с новым (3 цикла) аккумулятором Li-ion Samsung ICR18650-28A (2800 мАч, по даташиту минимальная температура работы -20) светить на максимуме, а аккумулятор отдавать нормальную мощность, пока не прогреется? Заряжен не полностью для большей чистоты эксперимента, напряжение 3.97 В.
Если под нагрузкой аккумулятор просядет до 2.8 В от холода - фонарь помигает и драйвер перейдет в самый слабый режим. Итак, критерий успешного прохождения теста: фонарь светит на максимуме непрерывно от момента включения сразу с морозильной камеры (я держал там фонарь больше 2 часов, этого достаточно) до прогрева до комнатной температуры. Результат - фонарь "заводился", как старое Жигули при таком же морозе ![]() ![]() Так как до того, как заработал максимальный режим, особо нагреться аккумулятор вряд ли успел за полминуты (я держал фонарь кончиками пальцев), наверное холодный аккумулятор в моем случаем просто не сразу выходит на полную отдачу - его надо раскачать сначала хоть каким-то током. Я не ожидал такого, думал наоборот - сначала будет светить, а потом "выдохнется". Predator из-за своего драйвера оказался хорошим фонарем для теста аккумуляторов на морозе. Если кто-то повторит опыт с другими аккумуляторами и морозилкой, информация будет очень полезной для сравнения! [Исправлено: Solar, 27.10.2011 в 09:31] |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 22.03.2011 Последняя активность: 12.11.2020 09:19
Сообщений: 619
Сказал(а) спасибо: 134
Поблагодарили: 11 раз(а) в 11 сообщениях
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Увлеченный
Регистрация: 12.02.2011 Последняя активность: 23.03.2019 23:38
Сообщений: 90
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили: 11 раз(а) в 5 сообщениях
|
![]()
Напишу тоже о своих экспериментах. Тема пришлась очень кстати, т.к. гляжу, не только меня волнует вопрос, как ведут себя аккумуляторы на холоде. Итак, обо всем по порядку:
1.) Брендовый Li-Ion 14500 (какая фирма не помню - этикетку сорвал). Емкость 900 мА. В начале я не верил, но она оказалась реально такой. Тесты на холоде. В холодильнике ровно -15 градусов. Подключил нагрузку 300 мА (0,3С), и смотрел, как будет разряжаться аккумулятор. Напряжение сразу просело с 4,20 В до 3,80 В буквально за пару секунд. Через 10 мин стало 3,60 В, через 40 - 3,51 В, через 130 - 3,07 В. Аккумулятор разрядился ровно за 2,5 часа. Учитывая, что нагрузка - сопротивление, то в конце ток составил 200 мА, и аккумулятор отключился (сработала защита) при 2,45 В. Итого емкость на холоде примерно 700 мА вместо 900 мА. Очень хороший результат. Напряжение проседает где-то на 0,3-0,4 В больше, чем при комнатной температуре. Т.е. среднее получится не 3,7 В, а 3,3 В. 2.) Обычный Li-Ion (плоский, от коммуникатора) на 3000 мА. Нагрузил сопротивлением примерно 2 Ома. Начальный ток 1,29 А (0,4С). Напряжение СРАЗУ упало до 2,80 В. Повторюсь, температура та же -15 градусов. Отвратительно. Через 5 мин напруга стала 2,67 В, через 15 - 2,79 В, через 20 - 2,85 В и через 40 - 2,83 В. Ток примерно 1,25 А. Т.е. сначала резкий спад, а потом рост напряжения, и затем спад. Очень удивил этот факт. Будто аккумулятор нагрел сам себя, и результат стал лучше. Пока в процессе тестирования, емкость не могу сказать. 3.) LiFePo4 18650. Температура уже -25 градусов, а не -15, как в начале! Морозил его 2 часа, выставил их морозилки провода. Нагрузил током 1С!!! (или 1 А). Напряжение просело до 2,8 В, и все время теста держалось на отметке 2,6 В. Потом резко спало до 2,2 В, и сработала защита. Емкость получилась ниже всего на 10-20%, не больше. Напряжение проседает очень слабо! Просто отличный аккамул на холоде. Из минусов - у него раза в 2-3 меньше емкость на тот же объем и вес, чем у Li-ion и ниже напряжение. В остальном одни плюсы - плевать на холод и кол-во циклов до 2000. Может заряжаться токами хоть 4С и разряжаться 10С. Может заряжаться на холоде ниже 0 градусов напряжением 4,2 В вместо 3,65 В!!! И это реальность, проверенная на практике. Только заряжать его можно этим напряжением ТОЛЬКО при отрицательной температуре, иначе сдохнет аккамул. |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]() Цитата:
Резкий спад заканчивается подъемом наверное таки от прогрева, хотя бы локального где-то внутри аккумулятора, там где сопротивление наибольшее. У меня в опыте было то же самое, только на 30 секунд, а не 15 минут. На даташитах спад обычно это выглядит так: Вопрос в том, достигнет ли "дно" спада напряжения срабатывания защиты... [Исправлено: Solar, 28.10.2011 в 13:36] |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Увлеченный
Регистрация: 12.02.2011 Последняя активность: 23.03.2019 23:38
Сообщений: 90
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили: 11 раз(а) в 5 сообщениях
|
![]()
Кстати, провал напряжения получился именно секунд на 10-15, а подъем составил где-то 20 мин. Все в точности, как на графике. Аккумулятору, который я использовал, где-то 2-3 года - он еще от коммуникатора, который я продал еще давно со штатным аккумулятором. Количество циклов было где-то 300...500 точно (заряжал через каждые 2 дня в течение 2-х лет). В тепле он отдает емкость 2500 мА вместо 3000 мА, что весьма неплохо. Но на холоде становится никакой. В завершение теста отмечу, что его емкость при -15 градусах составила 1800 мА примерно. Но это при просадке почти до 2,3 В. Потом уже отключил сам - защита не срабатывала. Хотя в реале ниже 3 В он и не разряжался (не позволял коммуникатор). А потом я его использовал в самодельном фонарике, где он тоже ниже 3 В не разряжался, ибо было заметно, как падает яркость светодиода, и я его выключал. Т.е. так то все ОК, но на холоде он никакой.
Далее меня приятно удивил почти свежий аккамул 14500, который прошел циклов 20. И видно, что на холоде он себя отлично ведет. Теперь я прямо колеблюсь в выборе - либо качественный Li-Ion, либо LiFePo4. Цель - зимние походы + возможность зарядки хотя бы при -10...0 градусах. LiFePo4 - у них все отлично, и холод переносят, и кол-во циклов до 2000 (причем это реальные цифры - люди тестировали), и служат лет 10, в отличие от лития, который состарится спустя 2-3 года. Но главный минус - это емкость, почти в 3 раза меньшая, чем у лития. Хотя если учитывать, что емкость у лития в 3 раза выше, то и заряжать нужно будет в 3 раза реже. Все бы было хорошо, если бы на холоде вели себя достойно и не так быстро старели. Так что я буду очень благодарен тому, кто подскажет марку или модель 18650 Li-Ion, которая бы себя нормально вела на морозе -20 градусов, учитывая ток разряда 0,5С (стандартный). А лучше реальные тесты на нагрузке. ![]() Вот, кстати, ссылка на LiFePo4, кому интересно. После 1000 циклов имеем 95% емкости: http://file.espritmodel.com... [Исправлено: diver52, 29.10.2011 в 10:20] |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Консультант
![]() Регистрация: 25.05.2010 Последняя активность: 07.01.2015 23:43
Сообщений: 1364
Сказал(а) спасибо: 20
Поблагодарили: 149 раз(а) в 112 сообщениях
|
![]()
Если Благородный Дон живет в Первопрестольной или поблизости, то могу дать для экспериментов довольно симпатичные банки Минамото, которые покупаю периодически мелким оптом. Самому заморачиваться на эксперименты некогда, а знать тоже хоцца. Такой вот симбиоз предлагаю...
[Исправлено: vaska, 30.10.2011 в 15:10] |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Увлеченный
Регистрация: 12.02.2011 Последняя активность: 23.03.2019 23:38
Сообщений: 90
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили: 11 раз(а) в 5 сообщениях
|
![]()
Живу я в Нижнем Новгороде. Не знаю, насколько это далеко от Вас. Мне просто реально хочется подумать, и решить, что все же выбрать: либо очень качественный Li-Ion (обычный мне не нравится малым количеством циклов, сроком службы и неработоспособностью при морозе), либо LiFePo4 (все отлично, но емкость просто смешная по сравнению с Li-Ion). Если бы не желание уместить в малых габаритах большую емкость, то однозначно бы выбрал LiFePo4. Пока рассматриваю два варианта: Panasonic NCR18650 Li-Ion 2900 мАч или SAMSUNG ICR18650-28A Li-Ion 2800мАч.
P.S. Вот, вспомнил, как называется первая протестированная модель аккумулятора. ![]() ![]() http://www.ebay.com/itm/186... http://terrasvet.com****/akk... Хотя, походу, эта фирма AW тот же Панасоник. Но я в этом не уверен. [Исправлено: diver52, 29.10.2011 в 21:10] |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]() Цитата:
Panasonic NCR18650 имеет емкость 2900 мАч, среднее (номанальное) напряжение 3.6 В и вес 45 г. Выходит удельная емкость 232 Вт*ч/кг. Samsung ICR18650-28A имеет емкость ~2600 мАч (при зарядке до 4.2 В вместо номинала 4.3), среднее (номанальное) напряжение 3.75 В и вес 48 г. Выходит удельная емкость 203 Вт*ч/кг. Если заряжать до номинала 4.3 В, то емкость 2800 мАч и 218 Вт*ч/кг. A123 APR18650M1-A имеет емкость 1100 мАч, среднее (номанальное) напряжение 3.3 В и вес 39 г. Выходит удельная емкость 93 Вт*ч/кг. Li-ion запасает энергию плотнее в 2.2-2.5 раз, чем LiFePo4. По весу. На 1 аккумулятор разница еще больше. Как работает при -18 мой Samsung - я писал, ток был как раз около 0.5 C. Сколько емкости он отдал бы, я не знаю. Но LiFePo4 тоже сильно снижает емкость при морозе, просто не так сильно проседает относительно номинала. При минус 30 по тестам NASA (http://batteryworkshop.msfc... страница 17) вообще "фосфаты" отдали 41% емкости при чуть более чем 2 В. Некоторые устройства могут отключиться. Например фонарь Предатор, если его настроить на LiFePo4 с отсечкой 2.5 В, а не на CR123A с отсечкой 2.0 В. Так что хоть LiFePo4 и морозоустойчивее, с учетом емкости - надо думать. И тестить ![]() [Исправлено: Solar, 29.10.2011 в 21:25] |
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Регистрация: 08.06.2011 Последняя активность: 02.11.2023 21:50
Сообщений: 7357
Сказал(а) спасибо: 1935
Поблагодарили: 2291 раз(а) в 1027 сообщениях
|
![]()
Может надо делать в "зимних" фонарях отдельную функцию прогрева аккума? Например, аккум термоизолирован от корпуса, а намотанной проволокой осуществляется подогрев отдельным драйвером с термостатом. Да, мы теряем энергию на разогрев, но тем самым подогреваем аккум, чтоб он выдал весь свой запас, а не зажимал замороженную половину. Эффективность и пригодность такой идеи надо расчитывать и проверять. Хоть патентуй...
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]()
Холодный аккум даже полезную нагрузку выдать не всегда может. Если греть его, то надо после нажатия кнопки включения фонаря подождать в темноте согрева, и хорошо так подождать: мощность подогрева мала из-за холодного аккума, замкнутый круг
![]() А у нас цель - на морозе пользоваться фонарем как обычно. Вообще все аккумы на морозе отдают неполную емкость. Просто разные типы в разной степени холодостойкие. Это надо помнить и выбирать тип аккумов, и брать с собой их больше. [Исправлено: Solar, 29.10.2011 в 23:11] |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Регистрация: 13.11.2010 Последняя активность: Вчера 18:28
Сообщений: 14284
Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 1061
Поблагодарили: 4252 раз(а) в 2217 сообщениях
|
![]()
Но у нас же нет цели пользоваться предварительно вымороженным фонарём?
Если нам нужен фонарь на зиму – можно обмотать его ветошью и для эстетов затянуть поверх в термоусадку. Ну и до включения держать в кармане. Во внутреннем. Если это фара-налобник – прячем батарейный блок под одежду. Кажется, вы ищите дополнительных сложностей себе. (У нас тут -40 обычное дело, такого ни в одном морозильнике не покажут)
__________________
ויאמר אלהים יהי אור ויהי אור׃ |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]() Цитата:
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
любитель
Регистрация: 14.03.2011 Последняя активность: 11.11.2022 06:54
Сообщений: 346
Сказал(а) спасибо: 31
Поблагодарили: 74 раз(а) в 25 сообщениях
|
![]()
Sanyo UR18650W и здесь есть о них же (обратите внимание на дату). Сейчас они используются DeWalt.
К сожалению в продаже, в розницу, я их не видел, но в течении полугода планирую приобрести одну коробку. |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Регистрация: 10.09.2010 Последняя активность: 07.01.2021 02:22
Сообщений: 5445
Сказал(а) спасибо: 1055
Поблагодарили: 1409 раз(а) в 862 сообщениях
|
![]()
Господа, поверьте, у нас холодно очень, вопроса о подогреве, раскачке и даже использовании холодного аккумулятора не возникает (если это не ноутбук). Просто не охлаждаем его и всё.
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Ослег
Регистрация: 01.11.2010 Последняя активность: Вчера 22:44
Сообщений: 6579
Сказал(а) спасибо: 689
Поблагодарили: 2269 раз(а) в 1305 сообщениях
|
![]()
Лучше держать аккумуляторы в кармане если топаешь по морозу и уже перед использованием запихивать в фонарь, или таскать сам фонарь под одеждой. Все верно, использовать замороженный не вариант, а скорее экстрим. В не экстремальной ситуации морозить технику не обязательно
[Исправлено: Donkey, 31.10.2011 в 00:53] |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
||
Завсегдатай Фонарёвки
Регистрация: 15.06.2010 Последняя активность: 16.10.2016 09:48
Сообщений: 857
Сказал(а) спасибо: 17
Поблагодарили: 71 раз(а) в 39 сообщениях
|
![]() Цитата:
Цитата:
![]() И еще: если -50 и ветер, светодиоду придется очень постараться, чтобы не дать остынуть вынутому из кармана фонарю ниже тех же -20. Перчатки могут не помочь фонарю согреться ![]() [Исправлено: Solar, 31.10.2011 в 01:14] |
||
![]() |
![]() ![]() |