|
|
|
|
18044 24 10 2 |
|
Опции темы | Поиск в этой теме |
06.12.2016, 09:51 | 1 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 26.04.2012 Последняя активность: 27.09.2024 18:48 Адрес: Оленеводск
Сообщений: 19260
Сказал(а) спасибо: 584
Поблагодарили: 10660 раз(а) в 5587 сообщениях
|
Аккумуляторы и мороз, часть 1. Домашнее тестирование li-ion и Ni-MH в тепле и холоде.
Мороз и литий; день чудесный! Снова внезапно настала зима, впрочем, как обычно. И с приходом каждой новой зимы на форуме постоянно-периодически возникает тема «Холод и литий» или более обще «Холод и аккумуляторы», также постоянно-периодически тут появляются сообщения, что, мол, на морозе надо обязательно переходить на никель или ещё хуже – на литийжелезофосфат, а литий слишком нежен для отрицательных температур. Собственно, идея в голове вертелась уже года 2,5, но как обычно всё руки не доходили, а с появлением очередных тем: «Фонарь в машину», «Фонарь на зимнюю рыбалку» и т.п., в которой одни в 100500-й раз задают вопрос: «А что будет?», а другие в 100500-й же раз отвечают: «Не будет ничего», и есть ещё третьи, которые не верят никому и ломят по собственной траектории: «Вывсеврёти, ваш литий на морозе полная хрень, в мороз я больше доверяю никелю и батарейкам…» В общем, загорелось мне наконец-то провести натурный эксперимент. Ещё один момент, который меня интересовал, это поведение на морозе побитых временем аккумуляторов, с новыми-то всё более-менее понятно, а вот со старыми был вопрос. Ибо исходя из темы «что мне кинуть в машину», мой ответ был бы: «Что не жалко», а сюда попадает один из самый, пожалуй, распространённых и самый очевидный вариант – самый дешёвый Конвой + какой-нибудь старый завалявшийся аккумулятор, что-нибудь вообще из ноутбучного разбора. Но это уже совсем край, да и столь дохлого аккумулятора у меня нет, самому старому в моём тесте 5 лет. Все измерения проходили непосредственно в морозилке. По датчику метеостанции ~ часовые колебания в морозилке составляют от -19 °C до -23,5 °C Все аккумуляторы промораживались вместе с фонарями от минимум 10 часов до 48 часов. Какой конкретно сколько не скажу, да и не высчитывал так точно для каждого. Другой отдельный тест показал, что 18650 полностью промораживается при -23 °C часа за 4, так что, можно сказать, что все аккумуляторы находились примерно в равных условиях. Методика элементарна – берём фонарь, аккумулятор, включаем режим и замеряем время работы в тепле и холоде. Делаем выводы. Забегая вперёд, могу сказать, что полученный результат несколько неожиданный. Ну и дальше меньше слов, больше графиков. Участники забега: 1. LADDA 2450 - без году неделя 2. Sanyo Eneloop 2500 - 3.5 года 3. Samsung NCR18650-26F - 1.5 года 4. Panasonic NCR18650B - 3.5 года 5. Panasonic NCR18650 - 5 лет 6. Thrunite T10 XM-L 7. Manker E11 XP-L 8. Zebralight sc80w XP-L 9. Zebralight sc62w XM-L2 10. Niteye EC-R26 3*219B 11. Roche F12 KD V2 6x7135 2200 mA XM-L2 12. Roche F12 KD V2 4x7135 1520 mA XM-L2 13. Convoy M2 Nanjg-105C 7x7135 XP-G2 14. Eagle Eye X6 KD BD8P XM-L2 Value = яркость в условных единицах. Record Number = время в минутах. Convoy M2 Nanjg-105C 7x7135 тепло + холод Roche F12 KD V2 6x7135 2200 mA тепло + холод Roche F12 KD V2 4x7135 1520 mA тепло холод Вот тут появилась первая неожиданность - у линейников в среднем режиме со стабилизацией всё плохо. И если в максимальном режиме выделяемого тепла хватает, чтоб подогреть аккумулятор и улучшить стабилизацию, то средние режимы уже не прогревают его. Сначала думал, что тут роль играет частота ШИМ, т.к. первые холодные замеры делал на KD v2, а из опытов голландца известно, что чем выше частота ШИМ, тем раньше валится стабилизация и поэтому подключил к опытам Nanjg-105, но нет, как оказалось, частота тут роли не играет. Второй момент: с Самсунгом в тепле график яркости чуть лучше в сравнении с Панасоником, а вот в холоде всё оказалось с точностью до наоборот. И плюсом идёт сравнительный график с дополнительным охлаждением обёртыванием мокрой тряпкой, для максимального режима - слишком нагретый аккумулятор сокращает время работы. Eagle Eye X6 KD BD8P тепло холод Niteye EC-R26 тепло холод Zebralight sc62w тепло холод В замороженной зебре ни режим H1 - 940 люмен, ни H2-1 - 520 люмен не стартуют, запустить удалось только с H2-2 - 320 люмен. Хотя даже 320 люмен это дофига света. Zebralight sc80w тепло холод Manker E11 тепло холод Manker E11 тепло холод А вот тут как раз и стало заметным требование к состоянию аккумуляторов. В наличии у меня 4 чёрных Энелупа XX, по моим примерным подсчётам общее число циклов заряд/разряд для всех четырёх не превышает ~120, но тем не менее деградация их уже очевидна. Из четырёх на холоде на одном Манкер не захотел включать ни один режим, даже самый минимальный. На втором в режиме Turbo график получился в виде профиля двугорбого верблюда - полное непотребство. И только с третьего раза получилось что-то более-менее приличное, но и тут Turbo коптило еле-еле и за счёт этого получился некоторый выигрыш по времени, что видно в сравнении с LADDA, которые решил прикупить для сравнения. Thrunite T10 тепло холод Итоговые результаты сведены в табличку. Вкратце выводы тут получаются такие: - у фонарей на линейных драйверах работоспособны все режимы, в том числе и максимальные. - линейники на морозе увеличивают время работы, что удивительно. - фонари с драйверами с нормальной стабилизацией в тепле, на холоде сокращают время работы Zebralight, KD BD8P. - возраст аккумуляторов li-ion либо не сказывается на работоспособности в холод, либо сказывается незначительно, во всяком случае, мои опыты этого не выявили. - никель тоже на холоде не очень и, кроме того, чем старше и уработанней никель, тем плачевней на морозе будет результат. И подводя окончательный итог: для меня и раньше-то вопроса не стояло, что пользовать в холод - литий, фосфат или никель -, а после этих испытаний так и вовсе вопрос закрыт окончательно. Т.е. в машину, например, можно смело кидать литий на круглогодичное проживание. А вот теперь дискуссии по поводу нужен в холод литий или не нужен можно вести более предметно [Исправлено: Qwertus, 02.09.2017 в 15:57] |
Поблагодарили: 42 раз(а) |
66magic99 (17.08.2017), akademik-35 (10.12.2016), alexsav (06.12.2016), andyz (07.12.2016), Arf (16.03.2017), atm (13.12.2016), AVSel (06.12.2016), Behram (06.12.2016), cuop (06.12.2016), fnksb (06.12.2016), galex (06.12.2016), Hryak (26.01.2018), ilyasov1 (06.12.2016), kanifol (09.10.2017), Kelevratony (06.12.2016), Klem (07.12.2016), krax (06.12.2016), Labour (06.12.2016), Linx (07.12.2016), login55 (06.12.2016), Maksym (06.12.2016), Megavit (06.12.2016), ostro169 (07.12.2016), PopovSergej (12.08.2017), RatsM (30.11.2021), rpdoctor (06.12.2016), skorp777 (17.11.2018), Smirnov (10.12.2016), stawrr (06.12.2016), Tankist_20 (10.12.2016), Truuled (02.12.2017), Unreal_Sergey (06.12.2016), VIK1976 (06.12.2016), vl-per (06.12.2016), vorsmann (06.12.2016), VovanV (06.12.2016), Waryag (30.07.2017), Witchdoctor (13.12.2016), yurezz (07.12.2016), Алексей Михайлович (06.12.2016), ФанКол (10.01.2019), Юрий2014 (16.01.2021)
|
06.12.2016, 16:34 | 2 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 30.01.2016 Последняя активность: Вчера 12:15 Адрес: Ростов-на-Дону
Сообщений: 1006
Сказал(а) спасибо: 475
Поблагодарили: 201 раз(а) в 121 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Получается, конвой в холоде в ~2 раза рантайм увеличивает?
Тогда по закону сохранения энергии рантайм увеличивается => люмены падают. Логично?
__________________
Olight S30,S1, Jetbeam II Pro, Lumintop tool, worm, EDC21, 007, Prince большой и mini, Tubики, Convoy S2+, S3, TrustFire mini-01, форумный наключник, М43, MF01, Skilhunt H02,H03, DQG Spy и 18650, БН-1-003 |
Поблагодарили: 1 раз |
Tamagotchi (13.08.2017)
|
06.12.2016, 16:51 | 3 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 26.04.2012 Последняя активность: 27.09.2024 18:48 Адрес: Оленеводск
Сообщений: 19260
Сказал(а) спасибо: 584
Поблагодарили: 10660 раз(а) в 5587 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Должно, только по графикам в режимах Hi это не сильно заметно.
Даже так: тут вопрос, что больше влияет на продолжительность уменьшение выхлопа или нахождение аккумулятора в зоне благоприятной температуры более продолжительное время. [Исправлено: Qwertus, 06.12.2016 в 17:03] |
06.12.2016, 19:55 | 4 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 05.08.2012 Последняя активность: Сегодня 01:54 Адрес: Орёл.
Сообщений: 23839
Сказал(а) спасибо: 26467
Поблагодарили: 14741 раз(а) в 7526 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Qwertus, спасибо за титанический труд.
Теперь действительно [Исправлено: Kelevratony, 06.12.2016 в 20:03] |
06.12.2016, 20:42 | 5 |
сволочь фонарёвки
Регистрация: 27.05.2011 Последняя активность: Вчера 20:32 Адрес: Россия, Пермский край
Сообщений: 39105
Сказал(а) спасибо: 6295
Поблагодарили: 34337 раз(а) в 15884 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
напряжение ниже за счет температуры, меньше энергии выделяется в тепло на стабилизаторах, потом, когда аккумулятор прогреется и напряжение начинает расти - он уже сам по себе посажен, и опять мееньше выделяется в тепло на стабилизаторах, поскольку у линейников эффективность растет по мере снижения входного напряжения.
т.е аккумулятор большую часть времени находится в зоне максимальной эффективности драйвера (на грани потери стабилизации и после потери) |
Поблагодарили: 7 раз(а) |
66magic99 (17.08.2017), fnksb (06.12.2016), Qwertus (06.12.2016), Storm (19.12.2016), Tankist_20 (10.12.2016), Timofej 000 (17.02.2021), Waryag (30.07.2017)
|
06.12.2016, 20:46 | 6 |
Пожилой ветеран
Регистрация: 05.05.2014 Последняя активность: 26.11.2024 22:46 Адрес: Київ
Сообщений: 3027
Сказал(а) спасибо: 507
Поблагодарили: 1050 раз(а) в 730 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Спасибо за столь подробное тестирование.
__________________
Emisar D4 219CT 5000K, Zebralight H604c, Zebralight H53c, Zebralight H32Fw |
06.12.2016, 20:49 | 7 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 26.04.2012 Последняя активность: 27.09.2024 18:48 Адрес: Оленеводск
Сообщений: 19260
Сказал(а) спасибо: 584
Поблагодарили: 10660 раз(а) в 5587 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Цитата:
Надо будет набраться терпения и погонять ещё режимы Low, когда нагрев уже совсем не будет влиять. [Исправлено: Qwertus, 06.12.2016 в 20:51] |
06.12.2016, 21:37 | 8 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 08.03.2011 Последняя активность: Сегодня 03:19 Адрес: Питер
Сообщений: 32704
Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 16439
Поблагодарили: 36220 раз(а) в 13394 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Забавная антиреклама умных отсечек получилась.
То есть в зебре аккумулятор промерзает, после чего фонарь просто не дает запустить сильные режимы. А тупой конвой все равно запускается, пусть на меньшей яркости, и разогревает аккумулятор. Кстати, индикатор разряда на конвоях не мигал при холодном старте? |
06.12.2016, 21:39 | 9 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 08.03.2011 Последняя активность: Сегодня 03:19 Адрес: Питер
Сообщений: 32704
Записей в дневнике: 4 Сказал(а) спасибо: 16439
Поблагодарили: 36220 раз(а) в 13394 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Qwertus, для полного счастья интересно было бы еще Li-Fe 18650 посмотреть в таких условиях. Как в зебре, так и в конвое. Есть вообще хоть какой-то смысл его использовать, или все равно хотя бы чуть-чуть промерзнет и провалится по напряжению, благо ему там недалеко.
|
06.12.2016, 21:41 | 10 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 26.04.2012 Последняя активность: 27.09.2024 18:48 Адрес: Оленеводск
Сообщений: 19260
Сказал(а) спасибо: 584
Поблагодарили: 10660 раз(а) в 5587 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Типа да.
Нет. Всё думал, думал их заказать, но унылые 1100 мАч как-то уж больно унылы. [Исправлено: Qwertus, 06.12.2016 в 21:45] |
07.12.2016, 06:55 | 11 |
сволочь фонарёвки
Регистрация: 27.05.2011 Последняя активность: Вчера 20:32 Адрес: Россия, Пермский край
Сообщений: 39105
Сказал(а) спасибо: 6295
Поблагодарили: 34337 раз(а) в 15884 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
|
10.12.2016, 14:30 | 12 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 26.04.2012 Последняя активность: 27.09.2024 18:48 Адрес: Оленеводск
Сообщений: 19260
Сказал(а) спасибо: 584
Поблагодарили: 10660 раз(а) в 5587 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Цитата:
Roche F12 KD V2 6x7135 2200 mA Panasonic ncr18650 Hi разогрев тушки до 70 °C, очевидно аккумулятор в процессе работы раскочегаривается до 60-65 °C, вынутый аккумулятор 41-42 °C 97 мин, что соотносится с предыдущим замером - 95 +/-2 мин. если теперь обернуть тушку мокрой тряпкой, то разогрев не превышает 40-45 °C 107 мин. +10 мин прибавка. здесь разделил тушку и аккумулятор, т.е. тушка в процессе работы прогревается до тех же 70 °C, а аккумулятор разогрелся до ~27 °C 113 мин. +6 мин ещё прибавка теперь всё то же разделение, но на тушке охлаждение тушка разогревается до ~35 °C, аккумулятор ~27 °C 113 мин. прибавки не получилось далее к охлаждению тушки решил добавить дополнительное охлаждение аккумулятора, накрыл его мокрой салфеткой, аккумулятор прогрелся до ~22 °C 113 мин. следующий опыт: собранный фонарь помещён в банку с водой, чтоб исключить разные потери на проводах и соединениях при разделении тушки и аккумулятора. Температура воды ~10 °C 118 мин. +5 мин Т.е. относительно греющегося с фонарём аккумулятора +21 мин. И ещё один замер, чтоб проверить сказывается ли каким-то образом старость аккумулятора и его охлаждение на продолжительность работы Roche F12 KD V2 6x7135 2200 mA Samsung 18650-26F Hi 84 мин + охладжение в воде. 115 мин +31 мин Нет, возраст тут никак не сказывается. Напомню, Панасонику 4,5 года, Самсунг - 1,5 И в довесок ещё на среднем режиме. Roche F12 KD V2 6x7135 2200 mA Panasonic ncr18650 Med 345 мин + охлажд. в воде. 405 мин. +60 мин. |
Поблагодарили: 8 раз(а) |
66magic99 (18.08.2017), galex (10.12.2016), Kelevratony (10.12.2016), login55 (13.12.2016), Tankist_20 (10.12.2016), Timofej 000 (17.02.2021), Waryag (30.07.2017), ПМ (30.07.2017)
|
10.12.2016, 14:41 | 13 |
сволочь фонарёвки
Регистрация: 27.05.2011 Последняя активность: Вчера 20:32 Адрес: Россия, Пермский край
Сообщений: 39105
Сказал(а) спасибо: 6295
Поблагодарили: 34337 раз(а) в 15884 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
кстати, вот
|
Поблагодарили: 1 раз |
fnksb (10.12.2016)
|
10.12.2016, 15:11 | 14 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 19.09.2015 Последняя активность: 11.07.2017 13:50
Сообщений: 1460
Сказал(а) спасибо: 308
Поблагодарили: 561 раз(а) в 297 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
|
13.12.2016, 05:41 | 15 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 20.10.2015 Последняя активность: Сегодня 01:59 Адрес: Владивосток
Сообщений: 2105
Сказал(а) спасибо: 3103
Поблагодарили: 1068 раз(а) в 643 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Qwertus, ещё очень интересно добавить сюда CR123 в тепле и на морозе, для Зебры. Чтобы добить последний бастион. Мне кажется, интереснее лифера.
Если не трудно, опишите, как и чем делали замеры, вдруг появится желание и возможность повторить. |
13.12.2016, 11:44 | 16 | |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 26.04.2012 Последняя активность: 27.09.2024 18:48 Адрес: Оленеводск
Сообщений: 19260
Сказал(а) спасибо: 584
Поблагодарили: 10660 раз(а) в 5587 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
В смысле sc62, её добить?
Цитата:
Кое-что по CR123 есть тут https://forum.fonarevka.ru/... правда по теме сильно размазано. |
|
13.12.2016, 11:48 | 17 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 10.04.2014 Последняя активность: 04.12.2024 00:07 Адрес: Нальчик, Искож
Сообщений: 1747
Сказал(а) спасибо: 864
Поблагодарили: 695 раз(а) в 446 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
__________________
H600w MkII L2, S10 L2, C20C с правильным драйвером на трипле xp-g2, C22C, Meteor M43, M3XS UT, кастом на АА от veseliil, Fenix E99 Ti, Skilhunt H02w MkII, EagleEye X6 XP-L HI |
12.08.2017, 13:11 | 18 |
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Не видел раньше эту тему.
Это вполне можно реализовать. Хорошая идея. На АКБ должно хорошо отразиться. Разрешить включать Турбо только после прогрева... попробую сделаю в Caerus такую функцию.
__________________
Всегда в наличии надежные драйверы для SKILHUNT H02, Н03 и H04. Группа в ВК, посвященная кастомизации фонарей. [Исправлено: Tamagotchi, 12.08.2017 в 13:13] |
Поблагодарили: 1 раз |
fnksb (12.08.2017)
|
12.08.2017, 21:37 | 19 |
Ветеран Фонарёвки
Регистрация: 11.09.2015 Последняя активность: 29.08.2024 15:54 Адрес: Сумы
Сообщений: 6355
Записей в дневнике: 1 Сказал(а) спасибо: 3647
Поблагодарили: 2778 раз(а) в 1773 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
|
12.08.2017, 21:51 | 20 |
Стремится стать котом
Регистрация: 12.05.2012 Последняя активность: 30.10.2023 15:00 Адрес: Днепр
Сообщений: 1028
Сказал(а) спасибо: 1559
Поблагодарили: 726 раз(а) в 363 сообщениях
|
Re: Домашнее сравнительное тестирование li-ion и Ni-MH аккумуляторов в тепле и холоде
Вспомнилась рекомендация из старых книжек по автоделу - перед запуском двигателя на несколько секунд включать дальний свет. Прогреть (в смысле повышения температуры) стартерную батарею пусть даже и за минуту таким током очевидно нереально, но видимо получается каким-то образом «запустить» химический процесс и потом ей легче отдать пусковой ток.
Литий, конечно, не свинец, но принципы работы химических реакций должны быть более-менее одинаковы везде.
__________________
Взвейтесь кострами, бочки солярки! Fenix ld10, e41, bt10, hl50, e05ss, TK32(2016). зЁбра SC52w. Nitecore tube UV. Lumintop tool AAA copper Nichia, Lumintop Elfin. Convoy S2+, Skilhunt H03 Noctigon meteor M43. Форумный №184. YLP Panda 3R, G18, Unicorn 1.0, Falcon F10, Panda 2M CRI, Gekko 1.0, Panda 4.0. Флешеголизмом не страдаю - я им наслаждаюсь [Исправлено: Чеширский мышь, 12.08.2017 в 21:53] |